---------> Улицы города (дом обедневших аристократов).
На златом травостое полей
Мой венок из серебряных листьев.
Благ потерянных ты не жалей, не жалей,
Росой яркой на стеблях повиснут.
Из всей бурьяном памяти поросшей истории с Ингвой Сильверлиф эти строки, навязчиво крутившиеся в голове, нравились ему больше всего. Больше безымянного могильного камня в Эмеральде, больше неизвестно где расположенной могилы, надгробный камень которой в соответствии со статусом покойницы исписан всеми фамильными именами и не отыщешь среди них «Ингва Сильверлиф», как ни пытайся. И, конечно же, больше обеих, смеющихся и живых, приходящих с дурными снами, реальным в круговороте не дающей продохнуть пляски и оглушающего звона разудалых струн.
Портовый район в кои-то веки манил не светом горящих ламп над ступеньками борделей и паршивых трактиров, не смехом пьяной матросни, среди которой тоже можно хохотать над сальными шутками до упаду, играть на лютне, влюбляться «на всю жизнь» до рассвета или находить «заклятых» врагов до первого шага за порог, после которого и друзья, и враги, и сама Создательница становятся чужими.
В дальнем конце гавани покачивалась на волнах шхуна «Сорель». Далеко от огней праздничного шума и пьяного безудержного счастья, оставляющего похмелье поутру и ощущение бездарно спалённой ночи… Но разве не к лучшему тишина, дающая право предаваться мыслям и ни на что не отвлекаться, медленно потягивать трубку, прикусив мундштук зубами и закутав руки в плащ. Неудобно так курить, дважды чуть не уронил трубку под ящики вовсе, но раскутываться не хотел.
Думал, что скверно сложилась новая встреча с Камилой, оплошал немало и огрёб ровно столько, сколько заслужил. Так же смотрела бы любая другая, не захотев говорить и оскорбившись… Вспоминал чертов поцелуй и с запоздалым раздражением корил саму девушку: зачем целовала, если менестрель ей не нравился? Не было в изначальном замысле ничего подобного, просто схватился за «поцелуй» как за средство напомнить про зеркало и не вызвать подозрений Ядвига.
Снова обманулся, опять. Первый раз заплутал в собственной надежде, когда услышал «Люблю человека, глубоко во мне разочарованного» и, поняв ошибку, вспылил. Хорошо хоть, что не сделал так, как хотелось: не подошел к ней, не коснулся плеча, не сказал, что разочароваться в ней нельзя и в суждениях о том человеке она, наверное, заблуждается. В лучшем случае не поняла бы и кивнула, в худшем… В худшем могла бы напомнить о том сегодня. Полученная на Второй улице пощечина, как ему самому тогда показалось, отвела всякие заблуждения: подняла руку и даже не колебалась, защищала свои дурацкие письма.
Второй раз обманулся сегодня. Зачем, Камила, зачем целовать, если не любишь, если безразличен, если вовсе не хотела касаться губами даже шутя? Значил бы поцелуй хоть что-то, наверное, на ответ отреагировала бы иначе. Позлившись, ошпарив гневным взглядом зеленющих глаз, не возвела бы шутку в разряд роковой ошибки…
Благ потерянных ты не жалей, не жалей,
Росой яркой на стеблях повиснут.
Хмыкнул, вытащив изо рта трубку и выдохнув серо-молочное облачко дымного пара, мысленно повторил последние строчки снова, будто пробуя на вкус. Не нравилось сочетание «листьев» и «повиснут», не нравилось само последнее слово, но менять хоть что-то в песне об Ингве запретил себе давным-давно. Шлатские стихи писал лютнист в свой шестнадцатый год, что сказать?..
Губы беззвучно шевелились, подбирая рифму уже к другим строкам. Они приходили в голову уже давно, оставляли сосущее чувство незаконченного творения, но времени подступиться как следует в последние дни не находилось. В стихах говорилось о рыже-огненном пламени, о свече, плакавшей в час полуночный, о… Да мало ли о чем в них говорилось?
Говорят, что пожары слезами дышат -
Их Творец ниссылает, озлобясь на нас.
Я не верил, покуда тех слез не услышал,
Что свеча проливала в полуночный час.
Говорят, от свечи и пожар бывает,
Коль к иссохшей соломе ее поднести.
Мне бы прочь отойти. Только поздно,
Слышишь? Остается, наверно, уйти.
«Уйти» было и оставалось ключевым словом. Хотел подобрать другую рифму – не находил, старался изменить строку вовсе – не шла из памяти.
«Уйти». Говорят, поэты живут по своим стихам и если это действительно так, то слово приобретало пророческий окрас.
Была третья строфа о тех почти ненавистных письмах, недописанная, с недоделанной рифмой и требовавшая изменить две первые строчки и состыковать рифму:
Говорят, будто свечи гаснут.
Их водой заливают, шутя.
Ты не плачь, дорогая, ведь слезы гасят.
Не хочу, чтобы больно тускнела зола.
Было четверостишие совсем неподходящее, родившееся за время пути до шхуны и стоявшее отдельно от прочих:
Рыже-огненно, дико-красное,
Пламя яркие песни, мурлыча, поет.
Коль с нежданною лаской касается,
Руки прячь поскорей, обожжет!
И, наконец, совсем крохотная находилась в памяти, «приклеенное» после встречи с графом и Камилой на борту этого же кораблика, посвященное не провалившемуся шантажу, а собственноручно перечеркнутой возможности стать не врагом, а другом. Сейчас Аллен повторял рваную и никуда не подходящую строчку раз за разом, понимал, что именно ею нужно закончить всё:
Упорхнуло и взвилось из рук.
Красивые стихи получатся, если постараться. Всегда так выходит: от непонятной и сумбурной связи (а в случае Камилы даже связи-то никакой не возникло!) остаются понятные и красивые стихи, не спетые баллады, которые ты может и хотел бы однажды исполнить, но только не перед любящей всякий ладно звучащий слог толпой.
«Ну что, менестрель?» - он невесело усмехнулся, снова стиснул край трубки зубами, подошел к фальшборту и, перегнувшись, глянул на воду. Темная, беспросветная, даже звезд в небе нет, которые в черной глубине отразились бы. – «Аукнулось тебе твое «отомрет»? А чего хотел-то? Сам знаешь, что с нею всё равно бы ничего не вышло даже при ее благосклонности – девушка-то из знати, да и у тебя самого немало взятых обязательств. Получи уж, распишись, да заканчивай глупое представление, не надобно дальше Ками смешить. Встреча и красивые стихи есть, пора бы честь знать, откланяться да уйти, как тебе, бездарю, собственный ум советует. Ничего не светит, сам глупо себя вел. А раз «нет» и не могло быть, то страдать не надо».
Обязательства были и он про них помнил. Даже если бы вдруг забыл (чего не позволит память о сером утреннем часе и нежность в глазах смотревшего на него Риша), то сохранится в голове Вторая улица, «Будьте просто другом», «Не думайте обо мне в другом ключе» и «Не изменяйте даже мысленно».
Где-то в городе, в доме Одера, ожидал Риш, которому Аллен так беззаботно обещал вернуться. Вряд ли спал, но стыда из-за того, что стоит сейчас не на пороге, а на палубе шхуны, Аллен совсем не испытывал: эльфу же будет лучше, если возвратится любовник не таким, как сейчас и желающим только тишины, а с плеча разрубившим треклятый узел, где к Камиле тянуло сильнее.
Вот за это ему было стыдно. Вот из-за этого не шел домой, а стоял на шхуне. Вот из-за этого обещал себе, что не придет туда, пока дотла не сгорят другие мосты. Взял обязательства? Взял. Нельзя так просто плевать на собственные слова. «Я тебя выбрал, а не ее», - это он тоже ни на миг не выпускал из памяти.
Аллен, даже если бы не испытывал к эльфу очень теплых чувств, понимает, что сейчас он Ришу нужен. Даже не столько сам он, сколько тепло, забота, участие, готовность выслушать и поддержать. Понимает, что Риш привязался и как только уравновесившаяся чаша весов поколеблется, для эльфа, вмиг переставшего ощущать себя «принадлежащим» и тоже нужным, любое потрясение станет последней каплей. После опять возникнет «лёд» на короткое время и за пару месяцев истаявшая «свеча» - красивые образы, если не знать, что за ними эльфа поджидает либо случайное самоубийство от меча в поединке, либо тихая смерть где-нибудь в пыльном и темном уголке.
Лютнист надеялся только на то, что если те самые забота, уют и ощущение плеча рядом продлятся месяц, полгода или даже год – словом, сколько нужно! -, то Риш сумеет встать на ноги, оглядеться вокруг и если не забыть, то сжиться со всем злом из прошлого настолько, чтобы оно не мешало настоящему. Тогда Аллен останется по-прежнему близким другом, но нынешнюю жизненную необходимость его присутствие потеряет. Стоило в ближайшие месяцы примирить эльфа с семьей, на словах о которой в голосе художника почудилась неловкая отчужденность: ощущение, поддержки не только любовника, но и родных – нехилое подспорье в лечении душевных ран.
Камила же… Наверное, всю эту чертову из ничего появившуюся проблему менестреля можно было пересказать так: Аллена по-прежнему тянуло к девушкам, просто в виду стечения обстоятельств Риш стал исключением из мужчин. Но знал, что может к эльфу привязаться, даже позволить себе влюбиться на какое-то время, однако полюбить так, как любую женщину не сумеет. Радовался, что Риш к нему просто привязан и тоже вряд ли почувствует большее – слишком поганый характер у менестреля, разные они двое.
Сейчас Ришу нужен был Аллен, а барду в совсем-совсем немного большей степени, нежели эльф – Камила. Последней, как водится, до второго вряд ли было какое-то дело, достаточно вспомнить про последствия в шутку сделанного ответного поцелуя.
Хотя даже ответь она иначе, подари пустую надежду на взаимность, смысла бы это не изменило – ее дом нужно будет грядущим днем оставить позади.
Не забудется, не исчезнет, заживет, станет второй Ингвой Сильверлиф и, может быть, когда-нибудь приснится.
Завтрашние извинения перед ней, Эйданой – огненной, последними станут, а больше он ничего лишнего себе не позволит. Подло любить двоих, когда соврал про сделанный выбор, подло заставлять ждать дома и терзаться неизвестностью того, кто в твоих ошибках и непонятных состояниях совсем не виноват.
Днем перед встречей с графом обязательно заскочит в «Райский уголок», попросит Кадари послать эльфу весточку со словами «Всё хорошо. Вернусь сегодня, как только закончу одно важное дело» и (будь что будет!) даст наказ «надежде поэзии» в его отсутствие купить шесть цветочков покрасивее. После разговора с графом, выслушав всё, что Астеру подумается о Доброжелателе, заберет цветы и в последний раз посетит давшую совсем ложную надежду Вторую улицу. Всё закончится завтра за несколько неприятных часов. Всё.
Но, не смотря на уверенное «Всё», последний мост догорал долго, не отразившись в темной глубине воды. А когда шхуну подбросило на высоком гребне блестящего покрова моря, строка-завершение появилась сама собой:
Всё. Упорхнуло и взвилось из рук,
Канув в черной незрячей волне.
---------> Улицы города (особняк графа Ро'Али).